Использование червячных редукторов оправдано там, где в аспекте экономической выгоды нужно снизить частоту вращения приводного механизма и обеспечить повышение крутящего момента.
В этом же случае следует учитывать, что ударные нагрузки могут быть незначительными, а число повторения циклов небольшое. Используются червячные редукторы в механизмах конвейеров, транспортеров, станков для металлообработки и многих подобных сферах.
Условия, в которых рекомендована установка червячных агрегатов:
1. Устройства цилиндро-червячного типарационально применять в тех вариантах, которые предусматривают, что число передачи не превысит значения 25, а самоторможение в процессе не предусматривается. В этом варианте наблюдается снижение числа передачи, а это позволяет повысить КПД. И как результат – ресурс увеличивается, а траты электроресурсов снижаются.
2. Не оправдано использование червячных редукторов в конструкциях таких механизмов, которые подвергаются испытаниям ударных нагрузок. При долгом испытании такими нагрузками в результате перегрева у него заметно снижается ресурс. При нагрузке мощностью в 4 кВт в течение нескольких часов в роли привода барабана шероховального станка масло в изделии подвергается закипанию.
3. Нельзя игнорировать такой момент, как схема, согласно которой устанавливается агрегат. Наиболее благоприятной является базовая схема, при которой ось червяка имеет нижнее положение, а колесная ось располагается наверху. Если обнаружится несоответствие, то червяк подвержен риску работы «всухую» вследствие утечки масла, либо наоборот, червяк может полностью погрузиться в масло. В обоих случаях произойдет снижение ресурса. Технические руководства советуют понижать номинальное значение крутящего момента на 20% в случае расположения червячного механизма наверху.
4. К преимуществам установки следует отнести наличие фланцевого способа крепления или наличие реактивной штанги. Установка на лапках не желательна.
5. В системах позиционирования не рекомендована установка редукторов червячных, поскольку присутствующий в передаче люфт окажется большим недостатком в точности выполнения работы. В этом аспекте требуется индивидуальный подход для каждого отдельного случая. Так, например, если в соединении ходового винта и вала, винт имеет небольшой шаг, при этом позиционирование гайки имеет точность ±1 мм, то использование червячного редуктора будет оправдано.
6. Выбирая тип агрегата, нужно учитывать риск возникновения самопроизвольного торможения. Если колесная тележка не исключает возможности приведения ее к движению вручную, то от червячного редуктора желательно отказаться. Иначе такую тележку станет крайне тяжело передвигать вручную.
7. Новый редуктор червячный перед применением нужно обкатать «вхолостую» (лучше с нулевой нагрузкой или с минимальным ее значением) в течение 15-24 часов. Это обеспечит приработку поверхностей, испытывающих трение.
8. В отличие от иных видов, червячному – следует обеспечить более густую смазку.